МАРИНА БОРОВСКАЯ: ЗАПРОС НА ОБРАЗОВАНИЕ СТАЛ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫМ, ОН ТРЕБУЕТ ДРУГИХ ПОДХОДОВ И РЕШЕНИЙ
Поделиться
Дата публикации: 03 октября 2019
2 октября 2019 года завершила работу шестая Глобальная конференция по новым образовательным технологиям #EdСrunch-2019, проходившая под девизом «Редизайн образования – от человеческого капитала к человеческому потенциалу». Как отметила, открывая конференцию, заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, плодотворное общение представителей образовательного сообщества, регуляторов и бизнеса в ходе #EdСrunch послужит делу развития страны, поможет в процессе создания и внедрения образовательных технологий, направленных на удовлетворение профессиональных устремлений молодых людей.
Конференция #EdСrunch является крупнейшим образовательным мероприятием в Европе, объединяющим российских и международных экспертов, организаторов образовательного процесса и представителей EdTech-компаний, ректоров вузов, преподавателей и школьных учителей, аналитиков и методистов.
«Если вы приехали на #EdCrunch со всех уголков страны и мира, значит, вам действительно интересно, как будет развиваться образование, какие новые технологии будут применяться, как мы сами сможем это сделать. Если каждый из нас будет понимать свою ответственность за результат, то мы добьемся успеха», – приветствовал участников на открытии Председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович.
Одной из ключевых тем конференции стала «цифра». Эксперты и участники обсудили глобальную цифровизацию и развитие IT, формирование цифровой среды, экономику и подготовку кадров. На пресс-конференции «Цифровой университет: кадры для технологического прорыва» представители органов государственной власти, вузов, госкорпораций и компаний-лидеров в области информационных технологий обсудили цифровую трансформацию университетов и вопросы подготовки кадров для экономики знаний.
По мнению заместителя министра науки и высшего образования РФ Марины Боровской, «Нам очень важно понять, насколько «цифра» изменит всю технологию образования, насколько она повлияет на тот трансфер знаний, который мы обеспечиваем в системе образования на всех уровнях. Насколько преподаватель сможет использовать массив существующих информационных систем для передачи знаний, компетенций, навыков и квалификаций, причем, с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Мы понимаем, что запрос на образование стал персонифицированным, и это требует от нас совершенно иных подходов и решений».
Как подчеркнул спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, «Самый главный вызов, стоящий перед университетами, — это то, как идет учебный процесс, как он влияет на качество итогового образовательного результата. Ключевой вопрос эффективности наших усилий — это повышение мотивации студентов и преподавателей. Образование сегодня получает доступ к огромному количеству технологий, которые позволяют оценивать эффективность каждой индивидуальной образовательной траектории».
Однако стремительное развитие цифровых технологий ведет к тому, что однажды полученные компетенции быстро теряют актуальность. Как выстраивать индивидуальные образовательные траектории, чтобы знания стремительно не устаревали, обсудили участники сессии «Компетенции для цифровой экономики: как идти в ногу со временем на протяжении всей жизни».
Как отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, «Перед университетами стоит непростая задача – создать условия для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого обучающегося. С каждым годом ощущаем все большую поддержку со стороны преподавателей и бизнес-сообщества. Вместе с нашими работодателями мы создаём новые образовательные программы, проводим постоянный аудит реализуемых, обновляя их в соответствии с меняющимися запросами рынка труда. Это позволяет нашим студентам получать те знания и компетенции, которые не потеряют своей актуальности к моменту окончания университета».
Отдельному аспекту непрерывного дополнительного образования – нормативно-правовому регулированию – была посвящена панельная дискуссия «Новые возможности: цифровая трансформация непрерывного образования в контексте реализации нацпроектов», где обсуждались изменения в регулировании, необходимые в связи с реализацией федерального проекта, посвящённого дополнительному образованию.
Дополнительное образование – это возможность совершить рывок в нашей экономике в ближайшее время. Высшее образование является длительной траекторией, в то время как с помощью дополнительного профессионального образования можно освоить новые компетенции в короткие сроки, качественно изменить трудовые ресурсы и, соответственно, перейти на новые подходы в нашей экономике, отметила Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Екатерина Бабелюк.
Значительное внимание в рамках #EdCrunch-2019 было уделено обсуждению успешных практических кейсов, новым предложениям и разработкам. Университет 20.35 презентовал на #EdCrunch2019 базовую модель компетенций (БМК), которая позволяет оценить, какими навыками и компетенциями обладает человек и для каких профессий будущего они могут пригодиться. По словам генерального директора Университета 20.35 Василия Третьякова, модель была создана на основе данных рынка труда и систем обучения, привязана к компетенциям будущего и набору навыков, которые необходимы для их реализации.
Свои кейсы представили университеты-участники реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ». Представители СПбПУ, УРФУ, БФУ им. Канта и ПГТУ рассказали о практической работе по созданию цифровой образовательной среды в регионах, поделились опытом, накопленным за время работы Региональных центров компетенций в области онлайн-образования (РЦКОО).
Вопросы развития цифровой образовательной среды обсуждались и в ходе заседания Координационного совета региональных центров. Руководители РЦКОО и представители Минобрнауки России обсудили актуальные задачи, стоящие перед Центрами в условиях цифровой трансформации системы образования, а также конкретные шаги, направленные на повышение эффективности профессиональной подготовки преподавателей.
«Региональные центры – это своеобразные точки доступа, их задача – не только распространять новые знания и компетенции, но и служить каналом обратной связи с преподавательским сообществом в регионах, а также площадкой для обсуждения новых идей, инструментом профессиональной коммуникации на местном и федеральном уровнях», – подчеркнул врио директора департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Минобрнауки России Антоний Швиндт.
Конференция #Edcrunch проводится НИТУ «МИСиС» с 2014 года. С 2018 года она организуется совместно с Университетом НТИ «20.35», при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и проходит в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».